Золотое правило письма

Золотое Правило Письма

Автор: Эрик Каммингc — известный блогер, вместе с братом ведет блог «On Violence» о насилии в современном мире.

Перевела Яна Филар.

Я узнал, что я считаю «Золотым Правилом Письма» — единственным правилом, которое может помочь каждому начинающему писателю, — записавшись на курс писательского мастерства. Конечно, я узнал его не сразу и даже не на первом занятии. Мы с однокурсниками сначала должны были узнать, насколько мы отличаемся друг от друга как писатели.

Наш преподаватель, сутулый лысый мужчина с Карибских островов с отсутствующими передними зубами, начал с того, что спросил класс: «Как вы пишете?»

Некоторые студенты писали на компьютерах, кто-то вел дневник; я писал в блокноте от руки. Одни писали утром у себя дома, другие ночью с друзьями; я писал в библиотеке днем. Наш профессор увековечил свои сексуальные приключения в Карибском бассейне в мемуарах, вещая с трибуны а-ля Хемингуэй. Мы писали фантастику, мемуары и детективы; газетные статьи, отзывы и электронные письма. Мы были мужчинами и женщинами, молодыми и не очень, ленивыми и плодотворными, практически неграмотными и непревзойденными профессионалами. Некоторые из нас нуждались в двух черновиках, другие нуждались в десятках. Мы были микрокосмом остальной части писательской вселенной: два писателя не пишут одинаково.

Проблема с изучением «правил» письма заключается в том, что ни одно из них нельзя применить ко всем.

Как такое вообще возможно? Я пишу свой блог со своим братом-близнецом, и мы пишем по-разному. Как правило может охватывать журналистику и блог, поэзию и прозу; таких авторов, как Джеймс Джойс, который изо всех сил пытался писать семь слов в день, или Нора Робертс, которая пишет несколько книг в год? Если золотое правило существует, оно должно объединить всех писателей.

Я узнал Золотое Правило Письма на втором занятии, так как моя история о фермере и муле была прочитана вслух. Я потратил некоторое время, написав его, один день переписывая его, а другой — редактируя. Я нервничал, но был уверен: это хорошая история.

История начиналась так: «Свет едва затопил комнату».

— Подожди. — Предложение еще не окончилось, а профессор уже остановил студента, читающего мою историю.

Профессор обратился ко мне.

— Эрик, что ты имеешь в виду, когда говоришь: «Свет едва затопил комнату?»

— Ну это восход солнца, и солнце так восходит, — ответил я.

— Но как может свет «едва затопить»? Ты имеешь в виду слово «потоп»?

Свет мог либо едва просочиться, либо затопить комнату, но не мог сделать и то, и другое сразу. Урок заключался не в том, что мне нужно было быть яснее и точнее обращаться с языком — хотя и в этом тоже — а в том, что я не знал, что имел в виду. Я не владел своими же словами. Вопросы, которые профессор задавал нам в течение квартала, всегда были одинаковыми: «Что ты имеешь в виду?», «Что ты хотел этим сказать?» или «Почему ты использовал это слово?»

Каково Золотое Правило Письма? Это:

Наделите смыслом каждое слово.

Удостоверьтесь в том, что означают ваши слова, и убедитесь, что значение соответствует тому, что вы пытаетесь сказать. Письмо — это общение; разве мы все не хотим общаться как можно точнее?

(Я слышу, как парень сзади говорит, что если я хочу сбить читателя с толку? Тогда сбивай с толку, но делай это намеренно.)

Заметьте, как мой профессор научил меня писать. Он не сказал мне, какие слова использовать, он не указал мне на ошибку. Он задавал вопросы. Возможно, я хотел составить слова в ряд, как поэтическое высказывание. Или, возможно, идея или образ, которые я имел в виду, не передавалась этими словами. Он заставил меня понять, что означают мои слова. Урок был ясен: это были мои слова, чёрт возьми, и мне нужно было ими владеть.

Как показывает мой приведенный выше пример, Золотое Правило Письма не такое уж простое, особенно когда вы пишете для читателей. Ваши устремления должны согласовываться с тем, что вы хотите получить от работы. (Возможно, вы пишете только в своем дневнике. Вы следуете Золотому Правилу, потому что всегда выражаете то, что имеете в виду, ведь вы пишете для себя.)

Я дам вам семь советов, чтобы вы могли лучше передать то, что хотите сказать:

1. Когда вы пересматриваете свою работу, спросите себя: «Выражает ли это то, что я хочу выразить?» Задавайте себе этот вопрос после каждой строки, особенно при написании фантастики.

2. Подумай о своем читателе. Кто ваша целевая аудитория? Если вы пишете церковный бюллетень, то вы, вероятно, не захотите включать в него какие-либо ругательства. Подумайте о своем читателе, и пишите для него, осознавая, как он будет реагировать на ваши слова.

3. Подумайте о значении каждого слова, которое вы пишете. Джеймс Джойс за целый день писал только несколько слов, часами размышляя о них и их значении. Я слышу, как вы говорите: «У меня нет на это времени». Безусловно. Но вы можете спросить себя: «Я действительно знаю, что означает это слово? Правильно ли я его использую? Получит ли моя целевая аудитория то, что я пытаюсь сказать?» Потратьте больше времени на более длинные предложения и большие слова.

4. Читайте «высокохудожественные» произведения. Лучшее из того, что кто-либо когда-либо создавал. Но я не Ф. Скотт Фитцджеральд, Джеймс Джойс или Кормак Маккарти, и вы тоже. Поэтому, когда вы пишете что-то особенно умное, уникальное или «высокохудожественное», дважды проверьте, чтобы убедиться, что это имеет смысл. Я усвоил это правило из личного опыта.

5. Используйте словарь. Заглядывайте в него, чтобы убедиться в значении слова и в том, существует ли такое слово вообще.

6. Слушайте подкасты о грамматике, читайте книги и блоги об этом. Вы знаете, что такое герундий? Я этого не знал, пока не начал обучаться. Я рекомендую подкасты Grammar Grater и Grammar Girl, книги: «Writing With Style» и «The Writer’s Reference» (John R. Trimble). Если вы редактируете свою работу и что-то кажется вам странным, перепроверьте. Это прибавит вам знаний грамматики и литературного письма.

7. Читайте. Это единственный и лучший способ расширения словарного запаса.

В конечном счёте, Золотое Правило Письма не о соответствии, а о свободе. Вам не нравится точка с запятой? Не используйте их. Вы хотите начать предложение с «и», «но» или «потому что?» Тогда пишите, это ваш текст. Если вы хотите использовать слово неправильно, используйте. Но используйте его неправильно намеренно, осознавая последствия этого неправильного использования.

С Золотым Правилом Письма вы можете передать любую идею, мысль или образ, который хотите. Вы можете рассказать любую историю, написать эссе или сочинить стихотворение. Но пишите со смыслом.

Где еще меня найти?

Группа ВКонтакте

Страница на Facebook

Мой профиль в Instagram

литературный ментор телеграм
Канал Литературный ментор: пройди со мной весь путь от написания до публикации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.