Лиза Крон «С первой фразы: как увлечь читателя, используя когнитивную психологию»

Лиза Крон С первой фразы

Что такое история?

История – это то, как происходящее влияет на кого-то, перед кем стоит труднодостижимая цель, и как он – или она – в итоге меняется. Если выражаться привычными литературными терминами, то это значит следующее:

«Происходящие события» – это сюжет.

«Кто-то» – персонаж.

«Цель» обычно называют главным вопросом истории.

А то, как «он или она меняется», – это то, о чем собственно сама история.

Как бы странно это ни звучало, история – это не сюжет и не события, которые он описывает. Истории – это то, как меняемся мы и как меняется мир вокруг нас. Они захватывают, только если дают возможность почувствовать, как меняется сюжет. Поэтому история, как мы теперь видим, – это странствия во внутреннем мире, а не во внешнем.

Лиза Крон
Лиза Крон

Как начать?

История должна уводить читателя в иную реальность с первых строк, переключая его внимание на решение проблемы, которую автор создал для своего героя.

Читатель жаждет поверить, что стал свидетелем решающего этапа чьей-то жизни. Он ищет возможность сопереживать, поэтому история должна затягивать сразу, без длительной подготовки.

Читая первую страницу, читатель должен ответить на 3 вопроса:

  • Чья это история?
  • Что здесь происходит?
  • Что находится под угрозой?

Иными словами, сразу должно стать понятно, кто главный герой, в чём его главная проблема и что лежит на чашах весов.

Идея

Чтобы удержать внимание, всё в истории должно основываться только на информации, которая необходима.

Читатель полагает, что всё, что написал автор, имеет огромное значение для истории. Если он поймёт, что это не так, он испытает огромное разочарование либо ему попросту станет скучно.

История сходит с рельс, когда:

— не ясно, кто главный герой,

— не ясна цель главного героя, а, значит, читателю незачем ему сопереживать,

— цель ясна, но читатель не видит внутренней проблемы, с которой столкнулся герой,

— происходящее никак не влияет на героя и достижение его цели.

История не о том, как герой придет к цели — она о том, с чем внутри себя должен справиться герой на пути к ней. О том, как сюжет влияет на главного героя. Это и двигает историю вперед, и весь сюжет должен быть направлен на это.

Сюжет и тема должны быть связаны с основной идеей вашего текста. Главный вопрос всегда должен присутствовать в головах читателей, и сохранять его там — задача каждого события, сопряженного с темой.

Попробуйте пересказать, о чем ваша история, в одном небольшой абзаце. Отбросьте всё лишнее. Это и есть ваша основная идея.

Эмоции

Книга строится на эмоциях — если мы не чувствуем, мы не читаем.

Главный герой должен эмоционально реагировать на то, что происходит в истории, т.к. читатель, благодаря зеркальным нейронам, отождествляет себя с ним. События всегда должны влечь за собой реакцию.

Если вы пишите от первого лица, всё повествование должно отражать точку зрения рассказчика.

Никаких разъяснений, читатель испытывает удовольствие, когда самостоятельно ищет и находит основную идею истории, а задача писателя — подтасовывать для него карты, чтобы читатель выбрал нужную.

Используйте язык тела, чтобы рассказать об эмоциях.

Цель героя

Вы должны знать наверняка, когда и почему мировоззрение вашего героя исказилось. Иными словами, вы должны показать, как и почему у него сформировалась такая цель, зачем ему нужно то, чего он хочет.

Вы не можете починить то, что не ломалось, поэтому сломайте систему мировоззрения героя, столкните его с проблемами, которых он не может избежать. История — о том, что что-то меняется. Состояние «до» сменяется на «после». Не бывает «после» без «до».

Напишите биографию героя (и второстепенным героям), но только те факты, которые имеют отношение к вашей истории, иначе легко «уехать не туда».

Частное всегда лучше общего: наполните вашего героя деталями. Если вы не можете что-то наглядно представить — это общее.

План

Составлять план или нет — решать вам, но у вас должен быть ориентир: с чего всё началось и куда движется.

Повествование

Всё абстрактное и общее превращаем в частное, чтобы читатель увидел картинку. Без подробностей читатель заплутает и потеряет интерес ко всей истории.

Пример: Если вы назвали кого-то мерзким, это абстрактно. Добавьте деталей: почему, какими действиями он вызывает отвращение?

Но всего должно быть в меру.

Представьте, что каждая деталь – яйцо. Писатель кидает нам яйца одно за другим, не представляя, что число яиц, которые мы с трудом удерживаем в руках, постоянно растет. Так что деталь примерно из середины этого огромного описания – ну, например, огромная медная люстра – была последней каплей. Проблема в том, что мы не просто роняем это конкретное яйцо; мы роняем их все.

Каждая деталь должна относиться к делу. У неё должна быть причина здесь находиться.

Почему писатели часто пишут расплывчато?

— Они либо слишком хорошо знают свою историю и считают, что читателю тоже всё понятно.

— Либо не знают историю достаточно хорошо, чтобы добавить деталей и причин тех или иных жестов и поступков.

— Либо намеренно не раскрывают все карты читателю.

Раскрываем карты

Если читатель долго находится в неведении, он теряет интерес.

Чтобы разоблачение секрета сработало, писатель должен раскрыть читателю карты. Читатель знать, что секрет существует и даже в чём он состоит, а герой нет. Это придаст истории напряжения. Как на детском спектакле, когда дети видят, что Красная шапочка идёт к домику бабушке, где её поджидает страшный волк и кричат: «Нет, не ходи туда!» Дети видят, в чём секрет и начинают переживать за героиню.

Прелесть разоблачения заключается в том, что всё, известное читателю до этого разоблачения, приобретает новый, более глубокий смысл.

Конфликт

История рассказывает о переменах, которые явились следствием конфликта.

Конфликт должен дать о себе знать уже на первых страницах.

Конфликт заставляет героя действовать. Представьте, чего бы вы хотели избежать, оказавшись на месте героя, и заставьте его с этим встретиться.

Будьте немного садистами, прибавьте герою проблем. Всё плохое, что может случиться, должно случиться.

Мозг использует истории, чтобы представить, как выйти из сложной ситуации в будущем на чужом примере. Чем сложнее испытания и выше ставки, тем интереснее.

Наделите героя внутренними демонами, в том числе своими, тогда история станет настоящей. Раскройте все изъяны и недостатки героя, он должен сознаться в них и победить.

Всё, что делает герой, чтобы улучшить ситуацию, влечёт последствия, иногда делающие ситуацию ещё хуже. Это интересно.

Противоборствующая сила должна получить воплощение, абстрактное зло не годится. Опасность должна быть осязаемой, часы должны тикать.

Причина и следствие

История с начала и до конца должна основываться на причинно-следственных связях.

Она должна быть логична, даже если и особенно когда действие происходит в вымышленном мире.

Не стоит недооценивать ущерб, который способна причинить даже крохотная нелогичность.

Связи должны крутиться вокруг приключений главного героя. Если этого не происходит, вычеркивайте.

Сцена строится по правилу: действие-реакция-решение.

Если герой принимает решение, покажите, как развивался ход его мыслей.

У читателя должно быть достаточно информации, чтобы у него не возникло мысли, что он что-то пропустил.

Для предчувствий должны быть созданы предпосылки. Дайте читателю необходимые подсказки.

Почаще пользуйтесь тестом «И что?» Эта информация нужна? В чём её смысл?

У каждой предпосылки должно быть продолжение. Как у Чехова: ружьё на стене должно выстрелить, иначе зачем его туда вешать?

Не делайте остановок в вашей истории, чтобы полюбоваться природой, иначе вы не сможете разогнаться снова.

Воспоминания и побочные сюжетные линии

Воспоминания, а также побочные сюжетные линии — это полноценные сцены с диалогами и описаниями действий. Должна быть веская причина для их использования, иначе они тормозят историю.

Предыстория — не то же самое, она аккуратно вплетена в настоящее. Это небольшой фрагмент памяти, которых появился из прошлого героя и имеющий значение в настоящий момент. Их использование в ряде случаев предпочтительнее воспоминаний.

Единственная причина для использования воспоминаний — эта информация должна быть настолько важной, что без неё дальнейшее повествование разрушится и потеряет смысл.

Побочные сюжетные линии должны оказывать влияние на героя, пока он решает главный вопрос истории. Когда вы возвращаетесь к главной сюжетной линии, читатель должен взглянуть на историю свежим взглядом.

Критика

Писателям нужны беспристрастные отзывы.

Талант вторичен, успешных писателей отличает упорство и искреннее желание фанатично выискивать неудачные моменты и исправлять их.

Если вам сложно выслушивать критику от друга в личной беседе, представьте, каково вам будет услышать ее от незнакомца у всех на виду. Поэтому вам нужно стать непрошибаемым.

Читатель всегда прав.

Нет смысла что-либо делать, если ты не можешь сделать это хорошо.

Познакомиться с Лизой Крон вы можете на сайте wiredforstory.com. Там еще много полезного.

Скачать электронную книгу

баннер читай-город

 

литературный ментор телеграм
Канал Литературный ментор: пройди со мной весь путь от написания до публикации


Пользователи, которым ПОНРАВИЛСЯ этот пост:

  • avatar

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.