сто лет одиночества габриэль гарсиа маркес

Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

От сотворения до упадка

 

сто лет одиночества маркесСегодня в обзоре великий роман колумбийского писателя Габриэля Гарсии Маркеса, давно уже ставший классикой. Эталон магического реализма. Возможно, вы уже прочли его и составили свое мнение о скрытым в нем смыслах. Мне потребовалось время, чтобы осмыслить роман, собрать все мысли воедино, т.к. он затрагивает множество жизненных вопросов и оставляет после себя еще больше. Попробую описать то, что творится у меня в голове. Оценок ставить не буду, я вообще не очень люблю эту систему: кто мы такие, чтобы судить мастеров?

Поначалу я нашла «Сто лет одиночества» похожим на «Дом на краю ночи» Кэтринн Бэннер: то же столетие, маленький замкнутый городок, поколения героев, сменяющие друг друга. Но это только на первый взгляд.

Гарсиа Маркес, презрев все правила, что навязывают молодым писателям, называл героев одними и теми же именами и рассказывал, а не показывал. На то он и мастер, чтобы ломать систему и создавать свои правила. Роман, к слову, отличный пример всеведущего рассказчика: автор знает сокровенные мысли каждого героя, их побуждения и слабости. Он словно божество этого затерянного мира в заколдованных землях, что связан с цивилизацией лишь редкими приездами цыган, привозящих достижения науки и техники.

Но наука чужда этому краю, ему ближе старинные предания и суеверия. Потому жители Макондо не удивляются ни призракам, ни ясновидящим, ни дождю, идущему без малого пять лет, ни болезням, которых нет в природе.

— Ах, сын мой, — вздохнул он. — С меня было бы достаточно и веры в то, что мы с тобой сейчас существуем.

История семейства Буэндиа, чей глава основал Макондо, линейна и циклична одновременно. Каждое поколение называют именами прошлого, каждый Аурелиано или Хосе Аркадио напоминает своих дедов и прадедов, но в то же время их уникальные черты не дают нам заплутать в этом многообразии имён.

…время в своем движении тоже сталкивается с препятствиями и терпит аварии, а потому кусок времени может отколоться и навечно застрять в какой-нибудь комнате.

Время будто идёт по кругу в этом заколдованном месте, и в этом видится аллюзия на Вселенную, чья история — вспышка между началом и концом, между рождением и смертью. Так, каждый герой появляется и исчезает перед нашими глазами, умирая или уходя в неизвестность, и каждый обречен на одиночество. Время — странное существо в этом романе. Оно то несётся галопом, то останавливается на годы. «Время испортилось», как замечает Урсула. Но, так или иначе, оно неизменно идёт к концу и возвращается к началу.

В маленьком селении эпоха сменяет эпоху: эпоха эпидемии бессонницы, банановой кампании, дождя и засухи. В одной книге вся история цивилизации — от зарождения к расцвету и медленному умиранию. От зачатия до деградации.

— Дело в том, — вздохнула она, — что мир понемногу идет к концу и такие вещи больше не случаются.

История войн — в полковнике Аурелиано Буэндиа, самом ярком персонаже романа. Некоторые считают, что сам Гарсиа Маркес был его прообразом. Это живой памятник одиночеству, развязавший 32 войны, побуждаемый гордыней и самолюбием, а не желанием построить новый лучший мир, зачавший 17 сыновей, но ни одного в любви. Неспособность любить и невероятная жизнь делает его историю самой драматичной в романе, а его золотых рыбок вы запомните навсегда.

Роман проникнут символами, расшифровав которые, уже не будешь прежним. Окунувшись в роман Гарсиа Маркеса, выйдешь другим, обновленным и наполненным пониманием человечества, одинокого на этой затерянной в глубинах Вселенной маленькой планете и обречённого на смерть в одиночестве.

Скачать электронную книгу

Слушать аудиокнигу литрес яна филар

Купить бумажную версию 

баннер читай-город

 

 

 

  Купить в Лабиринте 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.