фокальный персонаж повествование

Фокальный персонаж и виды повествования

Что такое фокальный персонаж и какой вид повествования подходит именно вам?

 

Фокальный персонаж — это герой, глазами которого читатель видит происходящее в истории.

Зачем он вообще нужен?

Образно говоря, читателя можно уподобить челну, дрейфующему в бурном море вашего повествования. Он стремится причалить к берегу и бросить свой якорь, чтобы чувствовать себя увереннее и понять, что вообще происходит. Этот якорь и есть наш фокальный персонаж.

Читатель берет книгу, чтобы получить и пережить эмоции, недоступные в реальной жизни, почувствовать себя в чужой шкуре. Он не сможет ее примерить, если автор прыгает по головам. Взгляду просто не за что будет уцепиться: один герой чувствует то, другой — это и так до бесконечности, и вместе эта буря эмоций просто потопит читателя. В действительности же — он не сможет до конца проникнуться вашей историей и будет для вас потерян.

блог писателя яна филар

Конечно, нам важны эмоции всех героев, но пусть фокальный персонаж о них догадывается по каким-либо знакам, жестам и интонации. Как в жизни: вы смотрите на собеседника и догадываетесь о том, что он чувствует на самом деле. Так и достигается достоверность.

Поначалу кажется, с повествованием от первого лица всё просто: не нужно выбирать фокального персонажа, читатель сразу вселяется в героя, который говорит о себе: «Я». Это может быть только главный герой, либо второстепенный, либо рассказ может вестись от имени нескольких героев по очереди. В какой-то мере, читая историю от первого лица, мы даже чувствуем некое родство с автором: может, так он написал о себе?

Достоинства такого вида повествования:

  • Быстрое отождествление читателя с героем.
  • Непосредственное участие в каждом значимом событии.
  • Открытость читателю внутреннего мира героя.

Есть у этого способа и недостатки:

  • Субъективизм: каждое событие оценивается только одним героем сквозь призму его чувств, эмоций и стереотипов. Мнение других героев носит второстепенный характер. То есть читателю доступна только одна грань происходящего.
  • Сцены нужно выстраивать так, чтобы герой всегда в них участвовал либо иным образом узнавал о событиях. Всё должно касаться героя, от лица которого ведется повествование. Начинающие авторы порой забывают, что герой не всегда может присутствовать в том или ином месте, и он не всеведущ (как правило). То есть герой по ошибке помещается туда, где он быть не может, и знает то, о чем по логике вещей не может знать.
  • Точно так же герой, если он не телепат по сюжету, не может влезть в головы других персонажей.

В повествовании от второго лица («ты», «вы») с фокальным персонажем тоже всё понятно, но такой вид повествования встречается редко в силу его специфики. Зато такие произведения отличаются оригинальностью. Читатель и  здесь окунается во внутренний мир героя, к которому обращается автор.

Примером такого повествования может служить роман в письмах. Обычно же встречается смешанный вариант, где имеет место и первое, и второе лицо, т.к. осилить большую форму, ведя рассказ только от второго лица, достаточно сложно.

Повествований от третьего лица («он», «она», «оно», «они») существует три вида:

 

  • Всеведущий автор: он видит всё и знает всё и обо всех, даже видит насквозь внутренний мир героев.

Тут автор может разгуляться: перенести читателя в любое место и время, вселиться в любую голову.

Особой повествовательной формой, которой нередко пользовались писатели-психологи XIX—XX вв., является несобствен­но-прямая внутренняя речьЭто речь, формально принадлежащая автору (повествователю), но несущая на себе отпечаток стилистических и психологических особенностей речи героя. Особенно интересные формы несобственно-прямой внутренней речи даёт творчество Достоев­ского и Чехова.

  • Ограниченно-избирательный повествователь: он знает всё об одном или нескольких героях. Такой вид сродни повествованию от первого лица. Читатель так же видит мир глазами избранного персонажа, переживает его эмоции, слышит его мысли. В голову к остальным проникнуть не может.

Главной  трудностью, как я уже говорила, является не скакать по головам, от одного персонажа к другому. Одна сцена — один фокальный персонаж.

Сразу даем читателю понять, в чьей он голове находится.

Выбирайте фокальным персонажа с наиболее интересной точкой зрения, того, для кого сцена наиболее значима.

Плодить фокальных персонажей тоже не надо, для отличной истории будет достаточно и одного-пяти, и у каждого должны быть свои особенности, своя индивидуальность. Иначе зачем вообще менять головы?

Каждый фокальный персонаж — это грань повествования, особое мнение на одну историю.

  • Отстранённый рассказчик: по сути «глаз камеры». Он в объективном свете показывает читателю события, и тот сам формирует своё субъективное мнение о происходящем.

Здесь трудностью может быть недостаточное сближение с героями и, как следствие, эмоциональное безразличие читателя.

Еще одна общая трудность в повествовании от третьего лица — перегрузка истории персонажами. Ни один герой не должен быть лишним. Бывают мастера, которые отлично справляются с более чем сотней персонажей, например, Дж. Мартин, так что тут дело в умении.

Таким образом, повествование от третьего лица наиболее гибкое, всеобъемлющее, достаточно интересное в плане проникновения во внутренний мир нескольких героев и предоставляет автору большую свободу действий.

У каждой формы повествования есть свои достоинства и недостатки, и выбор только за самим автором.

Всем творчества!

Где еще меня найти?

Группа ВКонтакте

Страница на Facebook

Мой профиль в Instagram

литературный ментор телеграм
Канал Литературный ментор: пройди со мной весь путь от написания до публикации.


Пользователи, которым ПОНРАВИЛСЯ этот пост:

  • avatar

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.