Роберт Макки

Роберт Макки «Диалог. Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов»

Роберт Макки Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов

1. Речью можно передать всё: обстановку, эпоху, факты о мире и героях. Диалог выполняет три функции: экспозиция, характеристика, действие. При этом, учитывайте темп и ритм истории: «показ» замедляет темп течения истории, «рассказ» — ускоряет.

2. Нарративный драйв — побочный эффект вовлечения разума в историю («А что дальше?»). Пока разум в драйве, элементы экспозиции незаметно проникают в сознание читателя, при этом динамизм сцены не пропадает.

3. Герой обладает уникальным стилем речи (не путаем с дефектами дикции).

4. Существительные и глаголы отражают знания героя, его интеллектуальную составляющую; прилагательные (определения),

наречия — его личность (эмоции, убеждения, индивидуальность); пассивный или активный залог глаголов откроет нам темперамент;

употребление модальных глаголов «должен», «следует», «нужно», «можно» и т.д. передают мироощущение, место героя в обществе, взгляды на прошлое, настоящее и будущее, а также уверенность/неуверенность и отношение к тому, что разрешено или необходимо.

Следует помнить, что персонаж, как и реальный человек, опирается на свой жизненный опыт, детство, воспитание и культуру, в которой формировалась его личность.

5. В хорошем диалоге всегда есть подтекст.

6. Диалог многослоен из соткан из: высказанного, невысказанного и невысказываемого (подсознательного).

7. Мастерский диалог дает ощущения проникновения в души героев.

8. Используйте параязык: жесты, позы, мимику, интонации, ударения — как бы это смог сыграть актёр.

9. В репликах (самых мелких элементах диалога) выделяют три основных эффекта: напряженность, нарастание уравновешенность.

Напряженность: в начале реплики придаточная конструкция, в конце — главное слово.

Нарастание: вначале главное слово, затем развитие мысли.

Уравновешенность: главное слово посередине в окружении придаточных конструкций.

Как всегда, во всём знайте меру. Миксуйте эти эффекты и создавайте диалог, от которого не оторваться.

10. Сильный стильэто краткий стиль. Каждое слово должно говорить.

11. Вовремя расставляйте паузы.

12. Иногда лучше помолчать.

13. Стремитесь к правдоподобию, но пустые разговоры в метро — неудачный пример.

14. Прячьте истинную мотивацию в подтекст.

15. Если вы ничего не знаете о герое, то сможете выдать только фальшивые фразы.

16. Ставьте себя на место героя: что бы я сказал?

17. Основные ошибки: клише, вычурность, сухой невыразительный язык.

18. Конкретное вместо абстрактного. Короткое вместо длинного. Привычное вместо экзотики. Активно, а не пассивно.

19. Выражайте, а не подражайте слово в слово обычному разговору.

20. Если есть действие, должно быть противодействие.

21. Если есть положительное, должно быть отрицательное. Заряд всего диалога через некую поворотную точку изменяется от плюса к минусу и наоборот. Это определяет динамику сцены.

22. Через разговор о чем-то третьем можно выразить истинные мотивы, избежав письма в лоб.

23. Не раскрывайте смысл реплик (основную мысль диалога) слишком рано или слишком поздно.

24. Чем совершеннее техника, тем ярче результат.

25. Пока вы не поймете, о чем ваша история, вы не найдете нужных слов.

26. Диалог — это последний этап, лаковое покрытие для многих слоев подтекста.

27. Перед созданием диалога определите:

  • запускающий инцидент — то, что меняет привычный ход событий;
  • ценности сцены — положительно-отрицательный заряд: правда-ложь, надежда-отчаяние и т.д.;
  • комплекс желаний героев: объект, сверхнамерение (сильная необходимость в чем-либо), мотивация (зачем?), намерение сцены (шаг на пути к цели), подспудные желания;
  • уровни поведения героев: желание, чувство противоречия, выбор действия, действие, исполнение.

Нельзя точно знать, что скажет герой, не определив, чего он хочет, что ему мешает, что он предпримет. Всё это образует искомый подтекст.

28. Слушайте.

29. Влезайте в шкуру героя.

30. Всё не так сложно, как кажется.

Как всегда, рекомендую прочесть книгу целиком. Роберт Макки подробно разбирает отличные диалоги на примере известных сценариев и художественных произведений.

Скачать электронную книгу

баннер читай-город

литературный ментор телеграм
Канал Литературный ментор: пройди со мной весь путь от написания до публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.