Алексей Поляринов Центр тяжести

Алексей Поляринов «Центр тяжести»

Сопротивление бесполезно

Поляринов Центр тяжести отзыв

О чем книга?

Судьбы троицы героев: талантливого программиста, журналиста оппозиционного издания и представительницы мира современного искусства пересекаются благодаря одной книге и общей борьбе с «молотом государства». Девушка оказывается сестрой главных героев — в лучших традициях индийского кино. Общее у этой семейки — страсть к приключениям, в итоге приключения находят их сами…

Минусы:

  • Главной моей претензией к в общем-то неплохому роману является отсутствие целостности. Кирпичики, из которых он собран, безумно интересны в отдельности и могли бы отлично сработать вместе, будь цементная смесь попрочней. Сказки Нины Ходжаровой великолепны, так и просятся в отдельную книгу с нежными акварельными иллюстрациями — но, пожалуй, только на сказках слабо крепится сюжет. История с пропавшим озером и юными героями началась здорово — чувствовалось влияние Брэдбери и Сэлинджера, что для меня плюс, — а в итоге закончилась ничем, изредка напоминая о себе на последующих страницах. Была попытка как-то закольцевать начало с концом, но не вышло. Отдельные интервью персонажей, черновики, отсылки, мысли… В дебютном романе хочется выплеснуть все свои размышления о мире, накопившиеся за годы молчания, и здесь это видно отчетливо. Быть может, сказалось то, что Алексей создавал роман много лет, включил в текст всё наработанное за это время, все наброски и фрагменты, показавшиеся удачными, — и поставил их в ряд без оглядки на цельность, потому что… ну не пропадать же добру!
  • А ещё чувствуется молодость автора, протест против несвободы, настоящей или воображаемой, видение мира в чёрно-белых тонах, несогласие с «политикой партии». Вообще нажимов на политические мозоли, недовольства автора гонениями разнесчастных художников, гипертрофированной глупости политиков, идиотизма законов в тексте, на мой взгляд, перебор.
  • Раздувание идиотии даже роднит текст с постмодернизмом, при этом роман не лишен романтизма и наивности. Кто-то называет это метамодерном, кто-то — полифонией, а кто-то — какофонией. Вообще сложно здесь определить жанр, а ещё сложнее сказать, о чём книга одной ёмкой фразой.

Плюсы:

  • Алексей — автор, безусловно, талантливый. И языком владеет, и создает ярких живых персонажей. Его герои (разве что кроме Петро, он вышел безликим) надолго врезаются в память: хакер-наркоман на службе у «большого брата», безбашенная художница и её язвительные перфомансы, громадный татуировщик с сердцем котенка (с незнакомцами болтающий исключительно на матах), президент-малограмотный бандюган, таинственный архитектор озёр и его безголосый пёс… Ну вы поняли. В отличие от модного у российских писателей безвольного, апатичного, страдающего серого человечка герои «Центра тяжести» активно действуют, тянут сюжет и не рефлексируют без повода на то.
  • Помимо харизмы герои вышли настолько живые, что, если прислушаться, можно услышать, как они дышат (звучит, правда, жутковато). Без усилий в голове рождается образ, угадывается характер. У каждого своя манера речи и действий.
  • Опять же сказки Нины Ходжаровой. Фантазии автору не занимать.
  • Алексей уловил и развил последние «тренды» вроде системы распознавания лиц — и создал вполне реалистичную картину будущего: к чему шпионские игры могут нас привести.
  • Никакой хтони, страданий, которых ожидаешь от русского романа, разве что только чуть-чуть. Есть и драйв, и напряжение, и юмор, а сюжетная линия хакера, на мой взгляд, удалась лучше всего — почти голливудский блокбастер.

В целом достойная книга — как глоток свежего воздуха в душном мире современной русской прозы, у нас таких еще не писали.

Избранные цитаты:

Никогда не бросай начатое, даже если тебе кажется, что ты делаешь это хуже всех на свете. Даже если ты точно знаешь, что никогда не будешь лучшим в своем деле, – это не дает тебе права сдаться.

Взрослые – вообще странный народ: они приручили электричество, победили чуму и покорили космос, но так и не научились понимать собственных детей.

Правда – самое удивительное вещество на планете: ее недостаточно узнать, чтобы добраться до нее, нужно поработать.

Некоторые люди всю жизнь вертятся вокруг тебя, как спутники вокруг планеты, и все же по прошествии лет ты о них толком ничего сказать не можешь, кроме «ну да, я всю жизнь с ним знаком», ты даже не сможешь описать их, если тебя попросят, ты настолько привык видеть их лица, что уже давно забыл, как они выглядят; а есть другие люди – они врываются в твою жизнь, как кометы в атмосферу Земли, горят, разбрасывают свои обломки и улетают.

Убей дракона – и проблемы исчезнут. Это логика сказки, и она никогда мне не нравилась. На самом деле, если убить дракона, люди вряд ли сильно обрадуются, наоборот: они еще очень долго будут носить цветы на его драконью могилу и, сидя в рваных трениках на кухне, будут повторять: «Вот при драконе порядок был, а сейчас что? Безобразие!»

– Что бы мы ни делали, все равно получается автомат Калашникова. Из каждого технического прорыва всегда торчит милитаристская грыжа. И что с этим делать – я не знаю.

Если представить, что ДНК человека – это роман, то это роман с кучей тупиковых, мертвых сюжетных линий и заброшенных, забытых персонажей, которых автор просто не потрудился убрать из финального варианта.

Да ты почитай наших классиков – у них у всех проблемы с концовками. Это вообще одна из главных бед русских – мы ничего не способны довести до логического завершения: ни романы, ни реформы, ни дороги.

Национальная идея – миф, обман, и очень удобный; ты просто вливаешься в толпу и чувствуешь себя частью чего-то большего. И в самом деле: зачем мозги, если есть национальность? Главный соблазн объединяющей идеи в том, что она не требует ничего, кроме покорности, но многое дает взамен – чувство неодиночества и безусловной правоты.

Люди в толпе все делят поровну, даже эмоции, – и в этом проблема. Если человек совершил подлость – ему стыдно. Если подлость совершили два человека – их стыд делится на двоих. Но если подлость совершают миллионы – это хуже всего: ведь разве можно почувствовать одну миллионную стыда?

И это было откровение – мы поняли, что будущего нет, а значит, можно со спокойной душой жить здесь и сейчас. Да-да, это звучит дико, но что ты хочешь? Когда все твои сбережения за неделю превращаются в резаную бумагу, у тебя два варианта: покончить с собой или жить на всю катушку. Мы выбрали второе – и были счастливы. Жаль, что недолго.

Скачать электронную книгу

Слушать аудиокнигу литрес яна филар

баннер читай-город

 

 

 

Купить в Лабиринте 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.