Харуки Мураками "Убийство командора" книжный блог Яна Филар

Харуки Мураками «Убийство командора»

Харуки Мураками "Убийство командора" Яна ФиларХаруки Мураками Убийство командора Яна Филар

Аннотация:

От художника-портретиста неожиданно уходит жена, и привычный ему мир рушится на глазах. Он отправляется в далекий путь поиска себя и своего предназначения. Наконец, остановившись в доме знаменитого художника по приглашению его сына, находит таинственную картину, скрытую на чердаке от чужих глаз. С тех пор в жизнь главного героя врывается нечто странное и необъяснимое: коктейль из чужих семейных тайн, мистики и пугающих глубин подсознания.

Минусы:

— Проза Мураками как полотно импрессиониста: яркие пятна, мутные разводы. Ничего не понятно, хотя, по слухам, там скрыт глубокий смысл (но это не точно).

— Если изволите драйва, кровищи либо просто перепутали Харуки с Рю, то смело идите мимо. А вот секса тут много, со всяческими подробностями. И, конечно, музыки (странно, что в этот раз почти обошлось без джаза).

— И снова герой с белыми волосами. И снова кто-то подглядывает в чужое окно. И снова странный подросток и прочие непонятные существа. Погодите-ка…

— Если вы никогда не читали Мураками, вас, возможно, удивят или даже будут раздражать повторы ранее сказанного, тягучее медленное повествование, абсолютно не соответствующий трехактной структуре сюжет, запутанность и незавершенность сюжетных линий. Но такова проза Мураками. Всегда меланхоличная, странная, вне жанров, времени и пространства. Но если уж начинать читать Мураками, то «Убийство командора» — хороший выбор. Не исключено, что это будет любовь с первого взгляда.

В общем, роман «Убийство командора» — во многом классический Мураками. Это не хорошо и не плохо — это данность, зато всегда знаешь, чего ожидать. При этом кое-какие инновации Х.М. привнес.

Плюсы:

— На мой взгляд, проза Х.М. стала более зрелой, психологичной. Не оторванной от реальности, но плотно с ней переплетающейся. Юношеский максимализм сменился зрелым взглядом на жизнь, но при этом фокус сместился в такие глубины, о которых и не задумывался до прочтения.

— Чтение Мураками как медитация. Медитативная головоломка. Пытаешься поймать логику и смысл за хвост, склеить события, внешне совсем не связанные — и испытываешь удовольствие от мыслительного процесса, даже если ничего не выходит. Напоминает японскую игру «Туми иши» («Гора камней»), где нужно сложить разнородные камни в сбалансированную конструкцию. Требует спокойствия мудреца и терпения самурая.

— Читаешь и будто смотришь фильм Д.Линча с его закадровым гулом, полным невнятной тревоги. Х.М. удается достучаться до забытых глубинных страхов. Местами мне действительно было страшно это читать. На месте героя я бы давно похватала чемоданы и слиняла в неизвестном направлении — он же спокоен, как буддистский монах. Впрочем, как и все главные персонажи Х.М., познавшие дзен.

— «Убийство командора» как аллюзия творческого процесса. Х.М. сплавил в романе три вида искусств с глубоким пониманием каждого. Но пристальное внимание уделил душе художника. Картины становятся полноправными героями повествования. Но даже если вы не художник, но все же творец, то узнаете в романе себя. Если писатель — тем более. Ведь все мы знаем, о чем говорит Мураками, когда говорит о…

Так что новый роман Мураками — сплошная метафора, но хороший роман и должен быть таким. Творчество — дело хлопотное, иногда заберешься в такие дали, что от таких открытий становится страшно, а настоящее искусство сносит преграды и открывает неизведанное. Его могучая сила не всегда должна быть на виду, не должна кричать в массы: «Вот я!». Скорее наоборот.

Итог: лицам с расстроенной психикой рекомендуется в комплекте с игрой «Туми иши».

Избранные цитаты:

Мысли в темноте недисциплинированно разбегались во все стороны. Вернее сказать – бежали в направлении без вектора, однако я никак не мог сдерживать их полет. Мысли мои теперь мне были неподвластны. В беспросветном мраке держать думы в узде очень непросто. Они становятся загадочными деревьями и тянут свои ветви в глубь темноты.

Наверняка ничто их в жизни их не радует. Они ведь не ищут переправу в метафорическом мире.

Если стирать с лиц земель отдельные мысли, а миры при сем останутся неизменными – какие тогда смыслы в таких мирах? Какие тогда смыслы в таких идеях?

Люди могут добиться чего угодно, подумал я, если только пожелают этого всем сердцем. Есть каналы, проходя сквозь которые действительность может становиться эфемерной, а ирреальность – допустимой. Стоит лишь очень сильно пожелать этого всем сердцем. Но такое вряд ли послужит доказательством того, что человек свободен. Пожалуй, скорее, наоборот.

«Чего бы я ни достиг, как бы ни преуспел в работе, какой бы капитал ни сколотил, я, в конечном счете, не более чем удобное избыточное существо, нужное лишь для того, чтобы передать кому-то следующему принятый от кого-то еще набор генов. Если не брать в расчет эту практическую функцию, остаток меня – лишь горстка праха».

– Бывают и такие дни, – ответил я. – Время чего-то нас лишает, но еще и что-то дает. Очень важно ладить со временем – чтобы оно оставалось за тебя.

Кстати, о книгах. Помнится, в «Бесах» Достоевского был герой, который, чтобы доказать, будто он – свободная личность, застрелился из пистолета. Как же его звали-то? Мне казалось, ты должен знать.

– Кириллов, – ответил я.

– Точно, Кириллов. Который уже день ломаю голову.

– И что с ним такое?

Масахико покачал головой.

– Да ничего особенного. Просто он с чего-то всплыл в голове, я попытался вспомнить его имя, но – увы. Вот и не мог успокоиться никак – застряло, как кость в горле. Ох уж эти русские – как придумают что-нибудь, так хоть стой, хоть падай.

Скачать электронную книгу

баннер читай-город

 

 

 

Купить в Лабиринте 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.