1 Бумажная версия 366 ₽ От идеи до злодея. Учимся создавать истории вместе с Pixar

Как написать сценарий. Опыт сценаристов Pixar

«От идеи до злодея. Учимся создавать истории вместе с Pixar»

Дин Мовшовиц

 

Издательство: Эксмо, 2019

Наверное, мало тех, кто не знает «Историю игрушек», «Корпорацию монстров», «ВАЛЛ-И» или «Рататуй» — пиксаровские творения, которые я с удовольствием пересматриваю и сейчас. Их истории просты, но в то же время изящно рассказаны. А внешняя простота, как правило, говорит о большой работе, детальной проработке сюжета, которая остается за кадром. И, на мой взгляд, нет ничего сложнее, чем создать нечто, что понравится всем возрастам, но главное — детям.

В этой книге анализируются подходы сценаристов Pixar к написанию своих сюжетов.

Конечно, это не руководство к действию и уж точно не всеми любимые советы, как написать бестселлер. Но из книги мы можем увидеть изнутри, каким образом создатели выбили из нас улыбку или слезу. И, если подумать, эти же приемы мы часто замечаем во «взрослых» фильмах и книгах, так почему бы не взять их на заметку?

  • Чем больше дискомфорта, тем сильнее история. 

Большинство хороших историй строится вокруг переживаний персонажа, выдернутого из зоны комфорта. Pixar всегда выясняет, чего хочется главному герою и даёт ему совершенно другое. Такое состояние дискомфорта – находка для писателей и сценаристов по нескольким причинам.

На повествовательном уровне оно элементарно дает толчок развитию сюжета – создаёт сцены. Так вы как писатель получаете основной материал для работы.

На другом, более глубоком уровне, ваша идея должна заставить персонажей отправиться в эмоциональное путешествие. Герой, оказавшийся вне привычной обстановки, вынужден действовать активнее, чтобы вернуться в свою зону комфорта, совсем как в реальной жизни. Это желание возвратиться к нормальной жизни стимулирует действия, решения и эмоции, которые и составляют подоплёку вашей истории.

  • В жизни главного героя уже должна существовать какая-то проблема

Так, в «Корпорации монстров» Водоног жалуется на перебои с электричеством, потому что дети не пугаются так сильно, как раньше. Главный герой «В поисках Немо» Марлин перебарщивает с родительской любовью и опекой, отрицая любое проявление самостоятельности сына. В «Валли-И» такая предшествующая основному конфликту проблема изображена как нельзя лучше – перед нами брошенная планета, целиком заваленная мусором. Конечно, проблема может быть не такой очевидной, как в этих примерах, более деликатной. Скажем, горе Карла и чувство ненужности в мультфильме «Вверх» – такое же дискомфортное состояние, лежащее в основе конфликта.

Как только вы найдете слабое место в придуманном мире или психологии персонажа, сразу приступайте к созданию истории, которая доведет этот недостаток до крайности.

  • Каждая сцена, каждая сюжетная линия рождается из основной идеи и подчинена ей.
  • Сюжет и отношения строятся вокруг противоположных точек зрения героев. Каждый персонаж обладает собственным взглядом на проблему. Их взгляды приводят действие в движение и двигают сюжет вперед.
  • Хорошо прописанных персонажей волнует происходящее вокруг. Но убедительные и запоминающиеся персонажи заботятся о происходящем, потому что у них есть на это причины.
  • Чтобы по-настоящему зацепить аудиторию, вам нужно наделить персонажей страстью к чему-либо… чему угодно. Истории захватывают нас, потому что герои захвачены чем-то.
  • Хорошо бы всегда помнить о том, что не существует такого понятия как незначительный персонаж.
  • Очень важно мечтать и придумывать необычных персонажей и события. Но не менее важно, чтобы они сопровождались правдоподобной и понятной эмоциональной мотивацией.
  • Несомненно, важно создавать интересных персонажей с уникальными взглядами и различными характерными чертами, но вы никогда не должны превозносить уникальность и «крутость» над честностью. Все ваши творения должны иметь эмоционально правдоподобны.
  • Сделайте ваших персонажей различными эмоционально и физически. Будь то фермер или финансовый брокер, актер или шеф-повар, убедитесь, что каждый персонаж особенный.
  • Некоторые антагонисты могут иметь непосредственное отношение к вашим главным героям. Они могут представлять собой зеркальное отражение, показывающее потаённые страхи или, по крайней мере, слабости и заблуждения героев.
  • Относитесь к своей истории как к эффективной машине. Каждый элемент требует бережного отношения и является частью большого замысла. Ничто не должно отсутствовать, ничто не должно быть избыточным.
  • Конечно, важно оставаться сосредоточенным на сути истории и теме, но оригинальные идеи и творческие озарения обычно приходят в голову, когда вы немного ослабляете поводья.
  • Один из способов придумать главное событие – посмотреть, «что» происходит» в вашей истории, «как» это происходит и «почему».
  • Основные события – это перекрёстки, которые обычно дают герою шанс либо отказаться от опасного предприятия, либо продолжать смело двигаться вперед. Более конкретно: эти эпизоды должны либо дать шанс исправить положение, либо шанс уничтожить все надежды на изменение ситуации (разрушение или строительство), заставить главного героя решить проблему или самоуничтожиться.
  • Основная сюжетная линия должна быть эпической, авантюрной и изобилующей действиями с акцентом на борьбу за выживание и ситуациями, несущими физическую угрозу. Под этой основной историей будет эмоциональная, внутренняя. Добавьте туда и сложный процесс выстраивания взаимосвязи героя с таким же несовершенным персонажем из другого мира, параллельные основной истории сюжетные линии — эта трёхслойная, а иногда и четырёхслойная структура, похоже, отвечает за все причины, по которым мы идем в кино: первоклассное приключение, серьёзные отношения и глубокая эмоциональная борьба.
  • Всякий раз, прежде чем добавить в свою историю новый элемент, убедитесь, что он отвечает вашей первоначальной концепции. Попробуйте изучить и углубить характеры существующих персонажей, декорации, сюжеты и темы. Если вы всё-таки добавляете новую единицу повествования, делайте это с особой осторожностью, старайтесь развить её таким образом, чтобы она взаимодействовала с вашими основными персонажами и историей.
  • Большинство ваших персонажей будут иметь значимые отношения с вашими главными героями. Они будут их друзьями, возлюбленными, наставниками или противниками. Однако некоторые персонажи в вашем сценарии просто будут иметь некую функцию в истории. Важно продумывать этих персонажей с особой осторожностью, чтобы причина их появления не была слишком прозрачной.
  • Существует два основных способа развития идеи. Первый – просто исследовать вашу придуманную вселенную. Если вы пишете о курортном космическом корабле будущего, закройте глаза и мысленно побродите по нему. Какие роботы ему нужны? Какое оборудование? Какие услуги предоставляются на нём? Как будет проходить жизнь на корабле? Второй способ развить вашу идею сосредотачивается на плане сюжета и персонажах. Если вы решили, что Марлин найдёт Немо, вы знаете конечный пункт его маршрута. И теперь вам нужно придумать остановки на его пути, которые будут мешать и помогать ему добраться до финиша. Впрочем, эти два способа не являются взаимоисключающими. Вы будете часто прибегать то к одному, то к другому.
  • Обманывайте ожидания. Удивляйте.
  • Создание достойного финала – один из самых сложных вызовов, с которым вы столкнётесь как писатель. Хорошая концовка должна иметь смысл и в то же время не быть предсказуемой. Она должна удивлять, но также объяснять путь, приведший к ней. Один из основных способов достичь этого – привязать концовку к действиям и поведению главного героя. Финальная сцена должна напрямую зависеть от пути, который проделал ваш персонаж. Другими словами, избегайте случайных стечений обстоятельств.
  • Один из способов придумать сильную концовку – ответить на вопрос, который зрители уже, вероятно, забыли или о котором даже не думали, хотя должны были.
  • Тема – это абстрактная и универсальная часть вашей истории. Это не часть сюжета. Это то, что вы хотите рассказать с помощью сюжета. Ваша тема должна органически вписаться в воображаемый мир, который вы выбрали для исследования. Как только вы найдёте тему, используйте сюжет, персонажей, локации, объекты и диалоги, чтобы как можно лучше реализовать её в своём сценарии (романе).
  • Не позволяйте любым препятствиям – правилам, чужим ожиданиям, закрытым компаниям и, конечно же, критикам – вставать у вас на пути. Мы должны сдаваться, только когда все способы добиться желаемого испробованы. В любом случае наши усилия не будут напрасны, ведь мы приобретаем бесценный опыт.

В погоне за мечтой не забывайте искать что-то, в чем вы хороши, и что приносит вам радость.

Другие конспекты полезных книг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.