Рюрик Анна Козлова книжный блог Яны Филар

Анна Козлова «Рюрик»

 

рюрик анна козлова книга

Россия, наши дни. Воспитанница интерната Марта отправляется на поиски матери автостопом. Как любой 17-летний подросток, по пути совершает ошибки, страдает наивностью и надеется на лучшее, но в итоге пропадает в лесу. О ней говорит вся страна, балансируя между восхищением и осуждением, и при этом… не ищет.

Минусы:

— Анна Козлова в своей профессиональной деятельности много лет занимается тем, что препарирует людские пороки и выставляет их напоказ — нет, не аккуратно кладет под стекло, а без всякой жалости бросает нам в лицо вперемешку с комком грязной обыденности. Персонажи ее будто вышли из вагона метро, в котором мы каждый день едем на работу и домой, или живут по соседству и регулярно грызутся у нас за стенкой. Мы слышим подобные истории от коллег, из уст персонажей Малахов-шоу и непонимающе качаем головой: ну как так можно? А потом сами совершаем нечто подобное, за что потом стыдимся и расплачиваемся всю жизнь. Другой вопрос — зачем об этом еще и читать?

— В связи с этим, ни один из героев не вызывает сочувствия — даже главная героиня Марта, которая только своими необдуманными поступками бросает себя в безвыходное положение. И вроде хочется ее пожалеть, но чем ближе узнаешь историю ее семьи, тем меньше жалости остается. Пожалуй, единственное существо в романе, достойное сожаления — попугай Рюрик.

— Решают, кто выберется из дерьма, а кто нет, почему-то не сами герои, а судьба, мистика и совпадения, оттого посыл у «Рюрика» не слишком оптимистичный (а мы-то надеялись!)

— Магический элемент на фоне копошения в куче грязного белья и людских пороков выглядит откровенно инородным, втиснутой насильно метафорой. Либо удобным способом вывести героиню из передряг.

— Ну а финал… финала, который бы ясно показал изменения в героине после пережитого, мы не увидим, ведь столько еще впереди у Марты, столько глупостей и инфантильных поступков, что Анне Козловой будет о чем писать еще много десятков лет — благо, тема неисчерпаема.

Плюсы:

Анна Козлова прошлась катком по безответственным мужчинам, легкомысленным женщинам и, конечно, всеми любимым обитателям интернет-форумов и сообществ: паникерам, жалобщикам и самым строгим судьям — так, как до нее никто не делал. «Рюрик» — беспощадное зеркало для современного общества. Кстати, любимый писатель Козловой — А.П. Чехов!

Но, прежде всего, это история о людях, которые разучились любить. Рожденных нежеланными, по ошибке или расчету, и потому — нелюбимыми и ненужными.

Даже Рюрик, простой попугай и самый трагичный образ романа, отчаянно нуждается в любви, буквально кричит о ней, но жизнь научила его никому не доверять. Эта птица (которой, подчеркнуто, двадцать лет) — образ человеческой души, знавшей только пренебрежение, жестокость, злобу и оттого ощетинившейся против любого, кто к нему подойдет.

Его представления о добре и зле (если так можно сказать о птице) настолько извращены, что он разрубает гордиев узел проблем семьи своим способом: решает судьбу безгрешного существа, пока еще не испорченного уродливой нелюбовью близких.

Потому роман Козловой сверхактуальный и даже сверхнеобходимый: о целых поколениях ненужных людей, которые ищут понимания в постелях у незнакомцев и растят таких же, как они — нелюбимых.

Итог:

рекомендуется тем, кто когда-то сглупил и заработал кучу проблем, — есть те, кому хуже, поверьте.

Избранные цитаты:

Марта не задумывалась о том, что обстоятельства на дороге бывают сильнее любого человеческого мастерства, что жизнь в своем истинном, конечном проявлении не предполагает искупления вины за кусок металла, брошенный на обочине, что, сворачивая пускай с плохой, но дороги, ты оставляешь на ней богов моторов, айфонов и выученных уроков, ибо в лесу у них власти нет, уроки их бесполезны и они не смогут защитить от других богов.

Так часто случается, что отдельные бесполезные люди становятся детонаторами мощнейших психических процессов в нас самих.

Главное — не слишком пристально смотреть на себя, а уж других судить вы всегда горазды.

— Последствия диких, дебильных поступков, которые я совершала от страха, я выдавала в своих статьях за социальные проблемы, за сложности взаимоотношений полов, я говорила то, что от меня хотели услышать.

Но людское внимание, Марта, это злая, эгоистическая энергия, которая ищет не правды, а бесконечного развлечения, заполнения воющей пустоты чем-то волнующим, грязным, сомнительным, ведь только это по-настоящему щекочет нервы…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.