искусство сюжета как написать роман creative writing school яна филар книги

Сила структуры

Трехактная и пятиактная структуры. Формула ABDCE. Раскручиваем спираль вашей истории.

 

Перевод лекций по creative writing от Уэслианского университета (Мидделтаун, штат Коннектикут, США).

В этом модуле мы узнаем, что такое структура сюжета и как, понимая ее, вы можете научиться упорядочивать события, чтобы максимально развить свои навыки в сторителлинге. Мы поговорим о пирамиде Фрейтага, пятиактной структуре, рассмотрим структуру произведений классической литературы и поговорим о том, как структура и план помогают в создании истории.


Все истории создаются на основе базовой структуры. Фрейтаг создал свою пирамиду, анализируя греческие трагедии, и, говоря о греческой трагедии, мы не можем не упомянуть Аристотеля. Аристотель в своей «Поэтике» утверждал, что сюжет или миф — самый важный элемент драмы. Аристотелю также приписывают изобретение трехактной структуры:

  • Начало — где происходит знакомство с персонажами, их отношениями, желаниями и целями.
  • Середина: здесь сюжет достигает кульминации.
  • Конец, где сюжет приходит к логическому завершению.

Современные сценаристы в большинстве случаев используют трехактную структуру, правда, разбивают ее на более мелкие элементы.

За создание пятиактной структуры мы отдаем должное древнеримскому поэту Горацию. В стихотворении под названием «Ars Poetica» Гораций дает совет, как писать лирику и драму. В частности, он утверждал, что пьеса не должна быть длиннее или короче пяти актов.

Говоря о большой и малой прозе, я также следую пятиактной структуре, которая, являясь заслугой Аристотеля и Горация, актуальна и сейчас.


Энн Ламотт в книге «Птица за птицей» опубликовала беседу с писательницей Элис Адамс об уникальной пятиактной структуре под названием A B D C E.

Теперь я обучаю этой структуре моих учеников и очень рекомендую для писателей всех мастей и способностей. Давайте посмотрим, как расшифровывается каждая из этих букв.

А (Action) означает действие или происшествие. Действие — это то, что привлекает читателя. Это что-то определенное и конкретное. Множество историй начинается с размышлений или полного бездействия персонажа. Действие — это нечто происходящее в физическом мире, заставляющее персонажа двигаться и запускающее цепочку событий.

B (Background) — это предыстория, фон, который включает всё происходящее с персонажами до начала истории. Здесь где мы получаем значимую и жизненно важную информацию, которая поможет объяснить действия персонажа на протяжении всей истории.

D (Development) — основная часть вашей истории. На этом этапе развивается сюжет, нарастает действие. Мы видим развитие персонажей, их реакции на успех или неудачи, то, как они преодолевают препятствия на своем пути.

С (Conflict у Ламотт, здесь Climax) — наивысшая точка напряжения, кульминация. Я уже говорил в первом модуле, кульминация происходит там, где происходит наибольшее восходящее действие вашей истории. Это то самое место, где происходит ключевой нарративный твист. После этого сюжетного поворота жизнь героев не будет прежней.

E (End)развязка. Здесь мы понимаем, как изменились персонажи в результате пути.

Каждый из этих разделов может быть любой продолжительности, хотя конец обычно довольно краток.

Хорошие истории имеют форму круга или спирали. Они приводят нас в то же место, откуда всё началось, но кое-что уже изменилось. Визуально это можно представить так: хвостовая часть спирали уходит дальше, чем начальная точка. Это значит, что ваш главный герой не нашел то, что хотел, или нашел, но столкнулся с неожиданными последствиями.

Теперь, когда мы знаем, как работает эта структура, давайте попрактикуемся. Предположим, у вас есть кот, давайте назовем его Багенс, большой рыже-белый табби. Однажды ваш партнер примет решение уйти, потому что Багенс встал на пути ваших отношений. Это ваше происшествие (Action).

Помните, что действие, с которого начинается история, как правило, драматическое. Багенс достался вам от младшего брата, который погиб на войне, вы обещали о нем заботиться. Это ваша предыстория (Background), где собраны яркие и ценнейшие факты, которые помогают определить главную цель персонажа на протяжении всей истории.

Давайте продолжим нашу историю с Багенсом. Кот требует высокотехнологического обслуживания. У него хронический насморк, он постоянно чихает в свою миску с едой, в питьевой фонтанчик, даже на ваше лицо или в рот, если повезет. Кроме того, у него диабет, а это значит, что он нуждается в ежедневных инъекциях дважды в день в одно и то же время. То есть вы не можете остаться на ночь у друга или подруги, потому что вынуждены вернуться домой и ставить уколы Багенсу. Вы понимаете, что ваш друг или подруга вполне оправданно недовольны тем, как вы крутитесь вокруг Багенса, но кот с вами уже много лет и помог пройти через многие эмоциональные кризисы. Из-за обещания вашему покойному брату, ветерану войны, избавиться от Багенса — не вариант. А теперь вспомните, что, развивая сюжет (Development), вы показываете, чего хотят ваши персонажи и что стоит у них на пути.

Пришло время для кульминации (Climax), вот он ключевой сюжетный поворот вашей истории. Здесь сплетутся все сюжетные нити. Вы приглашаете друга или подругу в гости на примирительный ужин. Пока вы на кухне, Багенс нападает на вашего друга/подругу, будто бешеный. Теперь вы должны принять решение: потерять свои отношения или избавиться от Багенса.

Итог (End): вы решили исполнить свое обязательство перед братом и оставили Багенса. Отношения разрушены, но вы с Багенсом после нескольких поездок к ветеринару живете долго и счастливо.


Теперь, когда мы обсудили пятый акт структуры, взгляните в следующей части, как выглядит структура в известных литературных произведениях.

Хорошая новость об изучении структуры ABDCE: вы уже с ней знакомы. Вы впитали ее через прочтение множества книг. Давайте рассмотрим структуру в «Великом Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, «Ромео и Джульетте» Вильяма Шекспира и «Гарри Поттере и философском камне».

«ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ»

Вступительное происшествие. Наш главный герой, Ник Каррауэй приезжает в Лонг-Айленд, арендует дом в вымышленном Уэст Эгге и становится коммивояжёром в Нью-Йорке.

Предыстория. у Ника есть троюродная сестра Дейзи, которая замужем за Томом Бьюкенаном, знакомому Нику по колледжу.

Развитие истории. Ник встречает таинственного и загадочного Джея Гэтсби, у которого был когда-то роман с Дейзи, и он проводит лето по соседству. Между Джеем и Дейзи опять разжигается роман. Ник узнает, что у Тома любовница, её зовут Миртл Вильсон. Когда Том понял, что Дейзи влюблена в Гэтсби, он обвиняет его перед Дейзи в бутлегерстве и незаконном производстве алкоголя. Том решает, что обратно Дэйзи и Гэтсби поедут вместе в Уэст Эгг. Обратите внимание, что каждая резюмирующая строка буквально является следующим действием.

Кульминация — ключевой описательный поворот в вашей повести соединяет все нити вместе: Автомобиль Гэтсби, управляемый Дейзи в безрассудной ярости, убивает любовницу Тома. Конец истории.

Теперь, что происходит с вашими персонажами после кульминации? Гэтсби убит мужем Миртл, а Ник оставляет Лонг-Айленд в состоянии полного разочарования и уезжает обратно на Средний Запад.

Давайте теперь рассмотрим другой известный сюжет Шекспира в повести «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА».

Действие. Ромео приглашен своим двоюродным братом Бенволио на бал к Капулетти и встречает там свою любовь – Джульетту.

Из предыстории известно, что между семьями Ромео Монтекки и Джульетты Капулетти идет многовековая вражда.

Развитие истории Ромео и Джульетты происходит, когда после череды ухаживаний они решают пожениться. Брат Джульетты Тибальт разгневан, что Ромео присутствует на балу семьи Капулетти и вызывает его на дуэль. Ромео отказывается от дуэли, но вместо него вызов принимает его друг – Меркуцио. Тибальт убивает Меркуцио. Ромео убивает Тибальта и скрывается.

В кульминации Ромео возвращается и видит Джульетту в гробнице. Думая, что она мертва, он убивает себя. Оказывается, что Джульетта не мертва, только находится в коме, в которой она пребывала благодаря выпитому снадобью. Когда она пробуждается и видит, что Ромео мёртв, она также убивает себя.

Конец истории. Монах, который дал ей снадобье рассказывает историю целиком обеим семьям. Монтекки и Капулетти в итоге заключают перемирие.

В первом модуле мы обсудили, что книги Гарри Поттера являются прекрасным примером создания сюжета. Но как одна из этих книг укладывается в структуру ABDCE, которую я вам продемонстрировал? Давайте посмотрим на книгу «ГАРРИ ПОТТЕР И ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ».

Действие. Гарри Поттер – сирота, который подвергается жестокому обращению со стороны тёти и дяди Дурсли, узнает накануне 11-летия через переданное письмо от Хагрида, что  Гарри волшебник.

Предыстория. Мы знаем, что великий и ужасный волшебник Лорд Волан-де-Морт убил родителей Гарри, но исчез при попытке убить самого Гарри, когда он был маленьким. Профессор Дамблдор, профессор МакГонагалл и Хагрид появляются возле дома Вернона и Петуньи Дурсль, родственников Гарри.

Развитие истории – это место, где происходят основные события в книге. Гарри узнаёт, что значит быть волшебником и начинает открывать волшебный мир. Он встречает нескольких помощников: Хагрида, Рона и Гермиону, а также противников: Снегга и Драко Малфоя. Мы следуем за Гарри на протяжении его первого года обучения в школе, где он встречается с проблемами любого новичка: он теряется по дороге в класс, старается попасть в сборную по квиддичу, замечает магию, которая происходит в школе и вокруг нее. В конечном счете, Гарри, Рон и Гермиона приходят к ошибочному мнению, что Снегг хочет украсть философский камень и пытаются остановить его.

Кульминация достигается тогда, когда Гарри преодолевает все ловушки и головоломки учителя и понимает, что не Снегг, а профессор Квиррелл хочет украсть камень с помощью зеркала Еиналеж. Во время кульминации Квиррелл раскрывает, что это он пытался убить его на матче по квиддичу и что он выпустил тролля в школу. В конечном счете, Квиррелл признается, что под давлением Лорда Волан-де-Морта вынудил Гарри посмотреть в зеркало инайти камень. Гарри находит камень, но отказывается отдавать его Волан-де-Морту/Квирреллу, которые пытаются забрать у него, Гарри теряет сознание. Гарри приходит в себя позже и узнает, что Квиррелл не смог отнять у него камень, благодаря защитной любви своей матери, которая спасла его еще ребенком. Дамблдор рассказывает, что Волан-де-Морт оставил Квиррелла умирать, и что камень был разрушен.

Конец истории. Итоги школьного года, где Гарри, Рон, Гермиона и Невилл снова получают очки, которые потеряли ранее, и выводят Гриффиндор на первое место в соревновании факультетов. Гарри возвращается домой в семью Дурсли на лето, не оповещая их о том, что ему запрещено использовать магию вне школы.

Три великолепные работы, три прекрасных примера структуры ABDCE. В следующем разделе я собираюсь обсудить, как структура и основные принципы могут помочь вам составить сюжет и историю.


Домашнее задание

Напишите очень короткий рассказ — не более 200 слов о поездке к врачу или стоматологу, используя структуру ABDCE. Определите структурные элементы вашей истории. Мой пример приведен ниже:

Однажды вечером, когда мне было восемь лет, я открыл пакетик Доритос, чтобы поесть под телевизор (А). В детстве Доритос был моей любимой закуской. Сыр Начо был моим любимым вкусом, мне нравилось сидеть в темноте и слушать хруст чипсов (B). Я сидел там, хрустя чипсами, но не пользовался салфеткой (какой ребенок их использует?) и забыл бы о сырной пудре, которая скопилась у меня на кончиках пальцев. Когда наступило позднее время и мне стало еще хуже спать, я все время тер глаза, кончики пальцев были покрыты сырным порошком «Доритос Начо» (D). Когда пришло время ложиться спать, я пошел чистить зубы, посмотрел в зеркало и увидел два больших мешка под глазами. Сырный порошок «Доритос Начо» собрался в два больших мешка под моими глазными яблоками. Я начал кричать и плакать (C). На следующий день бабушка отвела меня к врачу, который закапал мне глазные капли, чтобы смыть порошок (E).

Помните, что действие в этой истории — это не настоящий визит врача в офис. Действие — это то, что ведет вас в кабинет врача.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.