как стать писателем как разработать сюжет

Что такое сюжет?

Чем сюжет отличается от истории. Классическая схема сюжета. Пирамида Фрейтага.

Источник: лекции по creative writing от Уэслианского университета (Мидделтаун, штат Коннектикут, США).

Вместе мы узнаем, что такое сюжет, чем сюжет отличается от истории, как сюжет формирует повествование, что делает сюжет сильным. Мы также будем говорить о структуре, как показать вместо того, чтобы рассказать, как писать сцены, как редактировать и пересматривать наш черновик.

Что же такое сюжет? Сюжет — зачастую страшное слово для писателя, потому что первый вопрос, который мы слышим от тех, кто узнал, что мы пишем книгу: о чем она? Как же уместить все сложнейшие перипетии романа в одно простое, легко усваиваемое предложение. Вот тут-то и возникает сюжет. Для тех из вас, кто пишет роман или думает о том, чтобы написать, сюжет — это основные события романа или рассказ, разработанный и представленный автором как взаимосвязанная последовательность событий.

Давайте разбираться подробнее. Основные события — это то, что происходит в вашей истории, т.е. буквально действия или события, которые произошли. «Разработанный и представленный в виде взаимосвязанной последовательности событий» означает порядок, в котором происходят события в вашей истории. Обратите внимание на слово «взаимосвязанный». Это ключевое слово, которое нужно иметь в виду, и сейчас я объясню, почему.

Итак, сюжет — это события вашей истории, выстроенные в определенной взаимосвязанной последовательности. Вот и всё. Ну что, уловили?

Многие путают понятия «история» и «сюжет». В чем же разница? Великий британский писатель Эдвард Морган Форстер определял разницу так. Король умер, а потом умерла и королева — это история. Король умер, а королева умерла от горя — это сюжет.

В первом случае случилось событие X и случилось событие Y. Нет никаких отношений между этими двумя действиями. События произошли в соответствии с определенным графиком, но никак не связаны друг с другом. Представьте аэропорт. Самолет вылетает в Париж в 5 часов вечера. Следующий самолет вылетает в Лондон в 6 вечера. Оба рейса совершаются в одном и том же аэропорту, но они не имеют отношения к друг другу.

Во втором случае случилось Х, а потом Y случилось из-за X. Королева умерла, потому что ей было грустно. Здесь есть причинно-следственная связь. А теперь давайте вернемся к табло аэропорта. Представьте, что вы должны попасть на 5-часовой вечерний рейс в Париж, чтобы встретиться с другом, но обнаружили, что рейс перенаправили через Лондон, и там самолет задержали. Поэтому вы берете 6-часовой в Лондон.

Позвольте мне выразить это по-другому. Если события просто ударяются друг о друга и ничего не происходит, у вас выйдет нечто ужасно скучное, потому что у событий и действий нет взаимосвязи. Не было необходимости, и вдруг появилась, потому что. Произошло то-то, следовательно, произошло то-то.

Классическое построение сюжета отлично визуализирует пирамида Фрейтага. Густав Фрейтаг — немецкий романист и драматург 19-го века, который проанализировал Шекспира и древнегреческих авторов и разработал пирамиду, чтобы показать, как работает сюжет.

Пирамида Фрейтага состоит из пяти частей:

  • Введение — ввод важной информации;
  • Вовлечение — расскажите о серии событий, чтобы построить кульминационный момент;
  • Кульминация — как правило, самая захватывающая часть истории;
  • Развязка — движение к завершению;
  • Финал истории.

creative writing курс писательского мастерства яна филар

Это сложная форма сторителлинга, в которой акцент ставится на кульминации и развязке.

В основании пирамиды стоит экспозиция. Именно здесь вы важную справочную информацию об истории. Так, например, вы можете рассказать читателю о событиях, произошедших ранее основного сюжета. Предыстория персонажей и любые другие вводные сведения, которые создают контекст для сюжета, могут служить экспозицией.

Далее провоцирующий инцидент. Это фактическое событие, из которого стартует действие истории, а также информирует читателя, о чем будет главный конфликт. Здесь мы представляем протагониста во всей красе.

После этого пирамида идет вверх — это ваше восходящее действие: событие или серия захватывающих событий, которые начинаются сразу после вашего провоцирующего инцидента и приводят к кульминации. Здесь мы обычно знакомимся с антагонистом. Антагонист пытается создать как можно больше препятствий на пути вашего героя.

На вершине пирамиды находится кульминация. Вот где самое сильное напряжение в вашей истории и самое захватывающее событие. Кульминация создана в результате восходящего действия и создает предпосылки для последующего движения вниз, к развязке. Вот где ваш главный персонаж, прижатый к стене, наконец-то показывает, из чего он сделан.

Теперь мы спускаемся с другой стороны пирамиды — здесь описываются события-последствия большого взрыва (кульминационного момента). Здесь главный герой преодолевает препятствия на своем пути.

У основания пирамиды с другой стороны — решение. Вот где главный герой разрешает главную проблему или основной конфликт.

Последний этап — развязка. Любые секреты, вопросы или загадки, которые остались после предыдущего этапа, должны быть решены персонажем или объяснены автором.

Великолепные термины, но как они работают в реальности? Узнаем в следующем разделе.

Продолжение в разделе creative writing.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.